Структурное подразделение ЛЕКОТЕКАГОУ ЦРР - детский сад №2343ВОУО ДО города Москвы |
|
СДЕЛАЙТЕ ДОМ УДОБНЫМ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА Только в семье можно создать условия для развития и формирования успешных форм поведения ребенка. это требует усилий от родителей, организации собственного поведения, но очень облегчает общение с ребенком и дома и вне его. Детям часто мешает вести себя правильно: - отсутствие "чувства пространства"; - невозможность представить себе то, что находится вне поля зрения; - неумение ориентироваться в незнакомой обстановке; - ощущение незащищенности, страха. Собственный дом является лучшим полигоном для изучения и освоения пространства. Дома все знакомо и привычно. За каждым помещением необходимо закрепить свою функцию, назначение. В кухне все едят и готовят. Здесь находятся предметы, необходимые для этого. Ребенок изо дня в день учится обращаться с посудой, столом и стулом... В прихожей ожеваются и раздеваются, меняют уличную одежду на домашнюю. В ванной умываются, вытираются полотенцем, здесь можно поиграть с водой, посидеть в ванне. Отдельное место для отдыха и сна. Здесь осуществляется ритуал отхода ко сну, переодевание в пижаму, приятное чтение, спокойная беседа, обсуждение прошедшего дня. Важно отвести ребенку место для собственных занятий. Здесь его игровое пространство: ящик с игрушками, полки с книгами и кассетами, столик или парта; фрагмент стены, где можно рисовать, повесить свои рисунки. Здесь можно что-то менять, создавать, красить, резать, клеить и не "бояться развести грязь". Каждый угол квартиры может быть заполнен определенными предметами, которые придают ему целевое, понятное значение. Сначала взрослые сами показывают ребенку роль каждого помещения, что-то делают там вместе с ним. Постепенно ребенок привыкает связывать определенные действия с отведенными для этого участками пространства, сначала предлагает взрослым, затем сам начинает проявлять активность. Освоение пространства делает окружающий мир более понятным, снижает тревожность, возникает чувство постоянства. Теперь легче освоиться в разных общественных местах - транспорте, магазине, поликлинике, театре, дворе. "Центр Лечебной педагогики", г.Москва -------------------------------------------- ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ - ПУТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Вся наша повседневная жизнь ритмично организована - это природные ритмы внутри нас и вне нас. Для ребенка важна четкая последовательность происходящих событий, расстановка акцентов в течение дня. В раннем детстве главным являются еда и сон. Они связаны с определенным временем, ритуалами, содержанием. Перед едой прекращаем играть, моем руки, накрываем на стол, после еды убираем со стола. Перед сном умываемся, одеваем пижаму, слушаем сказку, после сна (дневного или ночного) - другие действия. Так выстраиваются первые цепочки действий, которые помогают ребенку эмоционально пережить происходящее и закрепить в его сознании. Затем эти события привязываются к определенной части суток, что помогает выстроить режим дня. Для лучшего усвоения его надо представить наглядно: это будет своего рода план дня, изображенный с помощью карточек разного цвета, картинок или фотографий. Каждой части суток соответствует свой цвет, карточка с изображением действия соотносится со своим временем суток. Карточки размещаются на стене в той последовательности, в которой в течение дня планируется проведение разных занятий. Для более старших детей - каждое событие связывается со временем (изображение часов) и надписями. Утром вы обсуждаете с ребенком предстоящий день, располагаете карточки на стене, обращаетесь к ним при переходе от одного действия к другому (снимаете карточку или проговариваете ее содержание). Количество событий в расписании растет постепенно, чтобы не перегрузить ребенка. Также постепенно формируется расписание для каждого дня недели. Постоянные события перемежаются с теми, которые не повторяются каждый день, отличают дни друг от друга: вы идете в театр, вы принимаете гостей. Не убирайте расписание предыдущего дня из поля зрения ребенка - пусть сравнит его со следующим. Таким образом вы сможете ввести представление о "вчера", "сегодня", "завтра". Обсудите с ребенком прожитый день, вместе спланируйте следующий. Постепенно в ваше расписание попадут особенности времен года. Сопоставьте различные сезоны с явлениями природы, одеждой, играми на улице, праздниками и днями рождения. Постарайтесь соблюдать режим дня независимо от погоды, настроения. Такая организация жизни делает ее более осмысленной и предсказуемой, что уменьшит или снимет многие поведенческие проблемы - упрямство, агрессию, склонность к панике, трудности перехода от одного действия к другому. И ребенку легче будет принять и понять иную организацию времени в детском саду, школах, мастерских, различных общественных учреждениях. "Центр Лечебной педагогики", г.Москва ------------------------------------------- ВЫХОДИМ ИЗ ДОМА Ваш ребенок осваивает или освоил пространство вашего дома, квартиры. Теперь важно научиться правильно вести себя в разных общественных местах. Это непросто. В метро душно и тесно, грохот поезда утомляет. В магазине ничего нельзя брать без разрешения. В поликлинике надо долго ждать без движения и крика в коридоре, а потом терпеть медицинские манипуляции. Любому ребенку в этих ситуациях страшно, и ему очень трудно выбрать способ правильного поведения. А если у ребенка выражены особенности эмоционально-волевой сферы, он не контролирует свои чувства и начинает, как говорят окружающие, "хулиганить". Например, забегает в вагон, всех расталкивает, требует места у окна, пристает к незнакомым, заигрывает с ними, трогает их сумки, шляпы. Или, наоборот, прячется, кричит, визжит от страха. Родители и сопровождающие взрослые тоже ведут себя по-разному: не обращают внимания; читают книгу; предоставляют окружающим терпеть действия ребенка; смущаются, стесняются поведения ребенка, начинают его ругать, обвинять, что только усиливает его реакции; часто родители ведут себя агрессивно по отношению к окружающим - требуют выполнить желание ребенка, оправдывают его поведение болезнью и т.п. Любая из этих позиций провоцирует окружающих на агрессивные высказывания, обвинения в адрес ребенка и родителей, укрепляет в них отрицательное отношение ко всем "непохожим". К тому же очень часто в пылу конфликтов ребенку приклеиваются грубые и жестокие ярлыки-"диагнозы". Для ребенка это всегда психологическая травма. Семье необходимо быть готовой к "выходу в свет". Никто не знает лучше близких взрослых привычек и пристрастий ребенка, его способов реагирования на незнакомые ситуации, утомление, как его отвлечь и успокоить. Перед выходом из дома подробно обсудите с ребенком маршрут, куда вы пойдете, что будет происходить, с кем вы будете встречаться, чего вы ожидаете от ребенка. Взрослым стоит во время такого "выхода" постоянно держать ребенка в поле зрения, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры. Постарайтесь выбрать угол в салоне транспорта, в коридоре учреждения, где будет спокойней обстановка. Займите ребенка тем, что ему интересно, возьмите с собой книжку, игрушку, блокнот для рисования. Создайте поле комфортного взаимодействия с ним любыми имеющимися в вашем опыте средствами. Имеет смысл взять с собой воду, сок, печенье - то, что любит ребенок. Если все-таки возник конфликт, и реакция окружающих стала явно агрессивной - возьмите инициативу на себя. Объясните им, что происходит в ребенком, не обвиняя его, ссылаясь на его чувства (проголодался, испугался), не угрожайте обвинителям, смягчите ситуацию. Самое главное - чтобы ваш ребенок чувствовал, что родители на его стороне, что они хотят и могут его защитить. "Центр Лечебной педагогики", г.Москва ------------------------------------------- Выходим_из_дома.doc Для чтения ниже представленных книг необходима программа Adobe Acrobat Reader. Ее можно установить по следующей ссылке ar60enu.exe . 300_трехминутных_развивающих_игр_для_детей_от_2_до_5.pdf
|
Обратная связь |
Телефоны для записи в Лекотеку: 8(499) 701-99-50, 701-99-51, 701-99-60, 8-916-429-26-58 Слободич Юлия Анатольевна Наш адрес: Москва, ул. Новокосинская 15б
Вопросы можно отправить по электронной почте: lekoteka2343@yandex.ru |